Перспективы юридического образования: судьба бакалавриата и магистратуры

Российское образование в целом и юридическое в частности, начиная с 1990-х годов проходят череду всевозможных реформ и видоизменений. Последние двадцать лет действия Болонской системы в свои права  несколько стабилизировали как отечественную систему подготовки юристов, так и требования работодателей.

Бакалавриат «Юриспруденция», пришедший на смену одноименному специалитету, рассматривается в основном как универсальное юридическое образование, позволяющее осуществлять «массовую работу» в области права: осуществлять следствие и дознание, вести представительство в судах, проводить юридические консультации и т.д. Магистратура «Юриспруденция» в основном предполагает получение научно-исследовательских компетенций: изучение актуальных вопросов в области правовой науки, написание научных статей, участие в научно-практических конференциях. Окончание магистратуры, кроме того, даёт возможность поступления в аспирантуру.

Вместе с тем часто выпускников бакалавриата работодатель рассматривает как претендентов с недостаточным уровнем образования, требуя получения соответствующей квалификации в рамках магистерских программ. Есть на этот счет и формально установленные требования. Так, если в соответствии с ч. 4 ст. 12  ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для замещения основной массы должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования, то  ч. 3 ст. 12 для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы требует уже высшего образования не ниже уровня специалитета и магистратуры.

Определённым выходом для соискателей рабочих мест на ниве права являются юридические специалитеты «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Судебная и прокурорская деятельность». Они даются возможность претендовать практически без ограничений на соответствующие должности рынка труда юристов и поступать в аспирантуру без магистратуры. К тому же студент экономит год: специалитет предполагает пятилетнюю подготовку, а бакалавриат и магистратура составляют, как правило, 6 лет. Минусом специалитета, однако, является убежденность работодателей в его узкопрофильной правоохранительной направленности.

14 мая 2024 года на пленарном заседании Государственной Думы министр и высшего образования В.Н. Фальков объявил об отказе с 2025 года от понятия «бакалавр», анонсируя появление высшего образования и специализированного высшего образования. Что это значит и чего ждать абитуриентам, студентам и обладателям соответствующих дипломов?

Первое, что нужно понять обеспокоенным студентам и абитуриентам: всем тем, кто поступит на направления подготовки бакалавриата в нынешнем году или уже на них учится, дадут завершить обучение и получить диплом. Новых наборов не будет, но предыдущие дойдут до финиша.

Далее: учитывая то, что высшее образование планируется давать 5 – 5,5 лет, оно по наполнению максимально приблизится к уровню специалитета. Относительно юридического образования можно предполагать возрождение дореформенного специалитета «Юриспруденция», который давал возможность всем выпускникам в равной мере оперировать на рынке труда. Специализированное же высшее образование, на которое планируется выделить один год учебного времени, будет скорее всего выполнять функцию подготовки к исследовательской работе.

Таким образом, контуры новой реформы высшего образования позволяют говорить об определенном синтезе традиционной отечественной и Болонской систем. Это позволит выровнять диспропорции позаимствованной западной традиции  и модернизировать ценный отечественный опыт.

Прокрутить вверх