Международное право, не являясь правом в классическом, национальном смысле этого слова, представляет собой систему соглашений между суверенными государствами. Законы, указы, постановления и другие нормативные правовые акты исходят от государства по адресу физических и юридических лиц, находящихся в его юрисдикции, и обеспечены государственным же принуждением. Международные правовые акты предполагают согласие договаривающихся публичных субъектов о распространении определенных норм на все стороны соглашения. Применение принуждения здесь носит весьма ограниченный характер. То есть для эффективного действия норм международного права требуется прежде всего стабильность межгосударственных отношений и взаимное согласие. В противном случае механизм действия международного права начинает «пробуксовывать».
Подобную ситуацию мы можем наблюдать в настоящее время. В условиях геополитического противостояния России и стран глобального Запада по-прежнему продолжают свою работу ведущие международные организации (ООН с его многочисленными специализированными учреждениями, Красный крест, МАГАТЭ и др.). Действуют также многочисленные международные соглашения, имеющие всемирное значение (Венская конвенция о дипломатических сношениях, Соглашение о привилегиях и иммунитетах Международного агентства по атомной энергии, Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности и др.). Вместе с тем достаточно часто, особенно в последние три года, международные организации действуют политически ангажированно, а соответствующие соглашения применяются избирательно. Показательным примером здесь являются бомбардировки Запорожской АЭС, которым отказывается давать оценку Международное агентство по атомной энергии. Зачастую ставятся под вопрос основополагающие принципы международно-правовых отношений, в частности неприкосновенность дипломатической собственности за рубежом. Уже не первый месяц в западной прессе и правительственных кругах муссируется данная тема, которая не может иметь под собой сколько-нибудь внятного международно-правового фундамента.
Складывающаяся обстановка заставляет страны, страдающие от подобных диспропорций международно-правового регулирования, объединяться и создавать если не параллельное, то дополнительное правовое поле. В его рамках государства, которые могут друг другу доверять и взаимовыгодно сотрудничать, достигают соответствующих договоренностей. Для России это соглашения в рамках Шанхайской организации сотрудничества, Организации договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического союза, однако наибольшее внимание сейчас уделяется актам, принимаемым странами, входящими в БРИКС.
Это динамично развивающееся, расширяющееся объединение государств, включающее в себя, помимо России, лидеров так называемого «глобального Юга» — Бразилию, Индию, Китай, ЮАР и других, изначально создавало для себя торговое регулирование. Вместе с тем в настоящее время государства БРИКС намерены разработать меры международного регулирования не только экономической безопасности, но и защиты национальных суверенитетов в целом. Не остаются за границами международных соглашений этого союза, вроде бы далёкие от экономики вопросы спорта, а также сохранения традиционных ценностей.
Таким образом, настоящий период развития международного права характеризуется если не кризисом, то значительными проблемами в реализации долгое время стабильно действовавших межгосударственных норм. Вместе с тем как реакция на диверсифицирующиеся внешнеэкономические и внешнеполитические связи ряда государств и прежде всего России формируются новые уровни международно-правового регулирования.